Реформирование гражданского законодательства в РФ

Print Friendly

В Совете Федерации под председательством члена Совета Федерации Евгения Тарло состоялось первое заседание обновленного состава Экспертно-консультативного совета при Комитете СФ по конституционному законодательству.

В соответствии с ранее принятым решением Комитета, в состав Совета вошли представители различных юридических школ, практические работники, специализирующиеся в области конституционного права, конституционной экономики, гражданского, административного, уголовного и иных отраслей права

Выступивший на заседании председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Алексей Александров определил основные векторы взаимодействия Комитета и Эксперно-консультативного совета. В качестве таковых, в частности, были названы вопросы государственно-правого строительства, проблемы избирательной системы, различные аспекты обеспечения и защиты прав человека, работа над поправками к Конституции. Особый акцент А.Александров сделал на необходимости конструктивного сотрудничества Комитета и Экспертно-консультативного совета с Конституционным Судом РФ

Участники заседания поддержали предложенную Комитетом идею деятельности Экспертно-консультативного совета по четырем основным направлениям, а именно в сферах конституционного права, конституционно-правового обеспечения экономических отношений (конституционная экономика), уголовной политики и конституционно-правового обеспечения деятельности нотариата

Ключевой темой заседания стала проблема, изложенная в докладе вице-президента Союза юристов России, вице-президента Международного союза адвокатов СНГ Петра Баренбойма: «Отдельные государственно-правовые аспекты реформирования гражданского законодательства в России: проблема правового статуса юридических лиц публичного права»

Повышение актуальности названной проблемы вызвано пларируемым реформированием гражданского законодательства, в рамках которого разработчиками поправок к Гражданскому кодексу Российской Федерации предложено закрыть перечень организационно-правовых форм юридических лиц и обязать все организации существовать в одной из этих форм. В процессе обсуждения был сделан акцент на то, что ряд юридических лиц, выполняющих конституционно-публичные функции, в результате внесения подобных изменений фактически оказываются за пределами правового регулирования, поскольку их деятельность не может осуществляться в предложенных организационно-правовых формах. К таким юридическим лицам участники совещания отнесли, например, Российскую академию наук, Центральный Банк, Агентство по страхованию вкладов и ряд других организаций, выполняющих в соответствии с федеральными законам конституционно-публичные функции в экономической и социальной сфере. Было отмечено, что многие из этих организаций наделены антикризисными функциями, поэтому их деятельность в современных условиях особенно важна для обеспечения конституционных прав граждан. Члены Экспертно-консультативного также отметили, что анализ зарубежного опыта позволяет сделать вывод о признании публичных юридических лиц значительным количеством развитых юрисдикций.

Основываясь на названных предпосылках, участники заседания посчитали целесообразным рекомендовать разработчикам проекта изменений раздела «Юридические лица» ГК РФ рассмотреть вопрос о возможности введения в Российской Федерации института юридических лиц публичного права и в любом случае учесть проблему регулирования исполнения конституционно-публичных функций в рамках этого раздела ГК РФ

На заседании также обсуждались вопросы уголовной ответственности юридических лиц. По данному вопросу были высказаны различные позиции, и члены Экспертно-консультативного совета посчитали необходимым продолжить работу по конституционно-правовому анализу указанной научно-практической проблемы.

Следующее заседание Экспертно-консультативного совета запланировано на второй квартал 2011 года.

Источник: Парламентская хроника

03.2011