Какие кадры смогут решить всё?

Print Friendly

26 апреля на факультете журналистики МГУ состоялось очередное заседание Столыпинского клуба «Новой экономике – новую систему образования! Какие кадры решают все?».

В его работе приняли участие члены «Деловой России», представители виднейших ВУЗов страны (МГУ, МГТУ, МАИ, МИСИС, МАТИТ и др.), средних и начальных профессиональных училищ, представители профильных министерств и ведомств, политики и эксперты.

По совпадению, заседание прошло в 25-ю годовщину аварии на Чернобыльской АЭС. Модератор клуба, член Генерального совета «Деловой России», сенатор Евгений Тарло отметил, что «годовщина этой страшной трагедии странным образом перекликается с сегодняшней тематикой Столыпинского клуба, так как в любой техногенной аварии высока роль человеческого фактора».

Председатель «Деловой России» Борис Титов обратился к участникам и гостям заседания с приветственным словом, в котором отметил, что «образование и система подготовки квалифицированных кадров крайне важна для бизнеса. Эта проблема уже не раз обсуждалась в разных форматах, но не утратила своей актуальности».

Председатель «Деловой России» рассказал собравшимся о том, как на заседании Столыпинского клуба в Санкт-Петербурге один иностранный инвестор сказал, что «в России очень много образованных людей, но очень мало людей с высокой квалификацией»,

По мнению Титова, «система образования только тогда станет эффективной, когда станет нацеленной на конкретный KPI, на выпуск специалистов, которые будут сразу востребованы рынком».

Первый генеральный директор, профессор государственного научного центра России ВНИИМЕТМАШ им. А.И. Целикова Борис Сивак поделился с собравшимися опытом его НИИ в деле подготовки и сохранения инженерных кадров. «В девяностые годы нашим институтом было принято решение вкладывать деньги от сдачи в аренду площадей в подготовку новых кадров, – рассказал он. – Нами были заключены договоры с пятью профильными ВУЗами, среди которых СТАНКИН, МИСИС, МГТУ, наши специалисты читают в них лекции, иногда даже на наших производственных площадках, а с 4го курса, когда студенты начинают заниматься подготовкой курсовых проектов, мы отбираем подходящих нам юношей и девушек и выплачиваем им стипендию – 6 тысяч рублей, фактически только за то, что они проводят три часа в неделю в нашем НИИ. Фактически, будущее специалисты «ведутся» нами со стадии курсовых проектов до защиты диплома. Как результат — большинство из них поступает к нам на работу».

При этом, по словам господина Сивака, ВНИИИМЕТМАШ обеспечивает молодым специалистам целый пакет льгот для того, чтобы удержать их на предприятиях: частично покрывает расходы на найм жилья, выдает беспроцентные кредиты на неотложные нужды, выплачивает пособия при заключении брака и рождении детей, предоставляет в бесплатное пользование санаторно-курортный комплекс.

Президент Фонда содействия законодательным инициативам Григорий Томчин подчеркнул, что у нас и на Западе в слово «профессионал» вкладываются разные понятия. «На Западе профессионал тот, кто будет красить забор положенные восемь часов, соблюдая при этом инструкции, а у нас – тот, кто знает, из чего сделана краска для забора, но красит два часа – остальное перекур», проиллюстрировал он свое утверждение. По его мнению, это «вопрос культуры труда». Ее же студентам неоткуда взять, так как со времен атомного проекта производство и фундаментальная наука не имеют к ВУЗам никакого отношения. «Во всех развитых странах университеты – это крупнейшие научно-технические центры, фактически корпорации», — отметил он. Поэтому, по мнению Григория Томчина, госзаказ на научные исследования нужно размещать на конкурентной основе исключительно в российских ВУЗах, что привяжет к ним НИИ, даст материальную и техническую базу для подготовки студентов.

Профессор МГУ Александр Бузгалин в свою очередь заявил, что Россия фактически стоит перед двумя путями развития системы образования – условно «американским» и условно «скандинавским». В Скандинавии за счет высоких налогов на потребление и личную прибыль вводятся низкие налоги в инновационных областях экономики. «Правительство не может спрогнозировать какое число специалистов будет нужно в той или иной области, — говорит Александр Бузгалин, — но оно может создать условия, когда люди будут понимать, что, занимаясь инновациями, они не будут платить налоги пять лет, и это даст мощный импульс в заданном направлении». В Америке другая система. В ее основе лежат университеты, которые по факту являются крупными транснациональными корпорациями с бюджетами в десятки миллиардов долларов, могут планировать своё развитие на десять-двадцать лет вперед, и, соответственно, этим планам готовить в своих стенах необходимых специалистов». У России, считает Бузгалин, нет такой базы, а значит выбирая американскую модель образования, мы по-прежнему обречены на массовый выпуск юристов и экономистов. «Люди видят, что поступление в ПТУ, технические ВУЗы равнозначно жизни на дне общества, а тут есть хоть какая-то возможность пробиться», считает он.

Ректор Российского государственного технического университета им. Циолковского (МАТИ) Артемий Никитов отметил, что ничто не поменяется пока у ВУЗов главный критерий их деятельности – количество заполнения бюджетных мест. «Прежде чем создавать новые кафедры и магистратуры, каждый трижды подумает, а удастся ли их заполнить», — обрисовал он проблему. Особенно это касается технических ВУЗов. Ситуацию, по его мнению, может исправить исключительно целевой набор, когда заинтересованное предприятие заказывает ВУЗу студентов и платит за них. «Тут способна помочь двухуровневая система – бакалавриат/магистрат, — заявил он. – Получив базовые знания в рамках бакалавриата студент будет выбирать, идти на рынок труда или продолжить специализированное обучении в магистрате, которое уже будет формироваться и оплачивать исходя из заявок бизнеса». В целом, по мнению Артемия Никитова, ситуация, когда 60% выпускников техвузов не идут работать по специальности, не изменится кардинально, пока зарплаты технического сектора не сравняются с зарплатами в гуманитарном секторе.

Еще одной насущной проблемой ректор МАТИ считает модернизацию системы менеджмента госучреждений в сфере образования. «Многие вузы работают по принципу «так повелось», не знаю ни тенденций на рынке труда, ни даже порой законодательной базы», — сказал он. «Деловая Россия» могла бы принять в этом прямое участие», — заявил господин Никитов. — Участие профессиональных управленцев было бы неоценимым вкладом в этот процесс».

С ним солидаризировался ректор Высшей экономической школы Сергей Гуриев. «Мы до той поры будем получать больше юристов и экономистов, пока не повысятся зарплаты учителей, медиков и инженеров, — заявил он. — То, что мы имеем сейчас – это фантастическая трата ресурсов. Выпускники МФТИ не учат теорию поля, так как им она не нужна. Они все равно будут работать в банке». Но искусственными мерами, считает он проблему не решить, нужен механизм обратной связи с бизнесом, дабы ВУЗы были информированы, какие специальности будут пользоваться спросом в ближайшее время. Бизнес, по мнению Сергея Гуриева, должен заниматься аттестацией, развивать и субсидировать образовательный кредит, который обязано субсидировать государство, а также участвовать в составлении учебного плана и управлении ВУЗами.

Очень эмоционально и красочно обрисовала ситуацию в подготовке кадров и на рынке труда заместитель председателя «Деловой России», председатель комиссии Общественной палаты по социальным вопросам и демографической политике Елена Николаева. «Практичность образования в России стремится к нулю. Мы тратим деньги впустую», — считает она. Опросы показывают: не более 10% работников почерпнули свои профессиональные навыки во время обучения в ВУЗе. Если поглядеть на динамику роста мест на кафедрах, то бросается в глаза рост экономического, управленческого и гуманитарного направлений, остальные отрасли в упадке. «Все потому, что идеальными работодателями для россиян сейчас являются Газпром и занимающая почетное второе место Администрация Президента РФ, — считает Елена Николаева. — Никто не хочет работать синими воротничками. Как следствие — идет дикая конкуренция за персонал. Мы недавно искали в Санкт-Петербурге слесаря 7-го разряда. Нашли. Одного на весь город. Ему 70 лет! Сейчас он получает такую зарплату, что позавидуют многие топ-менеджеры». Как считает Е. Николаева, отсутствие кадров может поставить почти непреодолимое препятствие на пути модернизации экономики и внедрении инноваций. «Инновацию мало изобрести. Нужны люди с руками, которые воплотят в жизнь инженерные задумки, смогут реализовать их мечты в железе и пластике», — говорит она.

Е. Николаева также перечислила главные проблемы, возникающие у работодателей с выпускниками ВУЗов: претензии на высокую заработную плату абсолютно неадекватную квалификации, нежелание работать на периферии, недостаток квалификации, неумение адаптироваться на предприятиях, колоссальная текучка кадров. С последней проблемой по ее мнению помог бы справиться «профессиональный ID» — электронный паспорт работника, куда бы заносились бы не только места работы как в трудовую книжку, но и приобретенные допнавыки, повышение квалификации, реализованные проекты и т.д.

Что же касается системного решения проблем в сфере образования, то заместитель председателя «Деловой России» считает, что схемы государственно-частного партнерства тут надо выстраивать по отраслевому признаку. Она поделилась с собравшимися схемой «Открытого отраслевого стратегического партнерство в целях подготовки инженерных кадров в строительной отрасли», к реализации которой удалось подключить большинство компаний сектора, Минобразовнаия и Минрегион, как профильное министерство, все профильные ВУЗы, Пту и Техникумы, институты повышения квалификации и учебные центры при частных компаниях. Как заявила Елена Николаева, «калька с этой практики может быть положена на все отрасли народного хозяйства».

Председатель отраслевого отделения «Инжиниринг», член Федерального межотраслевого совета «Деловой России» Наталья Кириллова отметила, что «важно чтобы реформа образования шла в правильном русле, чтобы она не была просто директивно спущена сверху, а люди причастные принимали бы участие в ее принятии». По ее мнению, необходима система мер государственной поддержки тем компаниям, которые вкладываются в образование, в частности налоговые вычеты соответствующих затрат.

По мнению Натальи Кирилловой, современной экономике и бизнесу необходимы квалифицированные кадры с достаточно узко специализированной подготовкой под конкретные задачи. Данный вопрос может быть решен путем создания центров дополнительного послевузовского профессионального образования различного уровня. Эти центры могут за достаточно короткий срок подготовить специалиста под конкретное требование заказчика. Такие центры могут создаваться по отраслевому, региональному и инновационному принципам. Имея в своем арсенале такой центр регион, безусловно, повышает в глазах инвесторов свою инвестиционную привлекательность, так как кадры являются наиболее острым вопросом при создания новых производств. Второй задачей таких центров является переобучение кадров, освобождающихся в процессе модернизации старых предприятий. В настоящее время комитет по инжинирингу прорабатывает вопрос создания центра подготовки и переподготовки кадров для горно-металлургической отрасли на базе МГТУ им. Носова в г.Магнитогорске. Второй проект – это кадры для машиностроения, который предполагается реализовать в г. Бугульма в Татарстане. После того, как один из пилотных проектов будет реализован, данная модель может быть тиражирована на другие отрасли и регионы.

Председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России, ректор РосНОУ Владимир Зернов отметил, что существующие критерии государственной оценки деятельности ВУЗов несовершенны, а в самой сфере образования практически отсутствует конкурентный принцип. «Только три российских ВУЗа имеют индекс Хикса (индекс цитирования мировыми научными журналами) выше пятнадцати», подчеркнул он. Ему возразил проректор по учебной работе Московского авиационного института (государственного технического университета) Алексей Сидоров, заявив, что не все Вузы могут практиковать публикации в иностранной прессе, так как часть из них работает на оборонную промышленность.

Вице-президент «Деловой России» Николай Остарков, подводя итог дискуссии, выразил уверенность в том, что главные проблемы реформы образования, и не только ее лежат в области философии и мировосприятия. «Мы в России в большинстве своем мыслим категориями времен Лейбница. Мы философски, мировоззренчески отстали на 100-200 лет, — считает он. – Как говорил Мираб Мамардашвили, если ты отстаешь философски, то ты отстаешь и во всем остальном».

Источник: Деловая Россия

04.2011